Обзор Mass Effect | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Mass Effect

on июля 3, 2008 - 00:00
Ролевой блогбастер

Название в оригинале: Mass Effect.

Жанр: шутер/RPG.

Разработчик: Bio Ware.

Издатель: Electronic Arts / Namco Bandai Games America.

Издатель в СНГ: 1С.

Количество дисков: 2 DVD.

Похожие игры: Star Wars: Knights of the Old Republic, Hellgate: London, Gears of War.

Минимальные системные требования: Процессор 1,8 GHz (2,4 для Windows Vista), 1024 Мб RAM (2048 для Vista), видеокарта с поддержкой пиксельных шейдеров версии 2.0, DirectX 9c и 128 Мб VRAM, 7 GB места на жестком диске.

Рекомендуемые системные требования: Процессор 1,8 GHz (2,4 для Windows Vista), 1024 Мб RAM (2048 для Vista), видеокарта класса GeForce 8800 и выше, 7 GB места на жестком диске.

Мультиплеер: Internet.

 

Ролевой жанр, не так давно лежавший в глубокой коме, ныне активно пополняется свежими хитами. Секрет молодости был найден в экстракте экшена, даже небольшая порция которого резко увеличивает интересность и уникальность игры. Вопреки слабым протестам любителей так называемых «классических RPG», как топор утонули в Лете изометрическая камера, пошаговые бои и прочие кубики. Даже студия BioWare, недавно выжимавшая последние соки из правил D&D и движка Aurora, наконец-то сдала их в утиль и присмотрелась к новейшим веяниям моды. Результатом стал Mass Effect – шутер-RPG, который уже несколько месяцев громит хит-парады консолей, а теперь добрался и до PC-платформы.

Эффекты для масс

Чем Mass Effect заслужил свою славу, становится ясно с первых минут игры. Современнейший движок Unreal Engine 3 – это вам не Aurora и даже не Electron. Он быстро и без глюков нарисует все, что захотят дизайнеры: панораму планеты во всех подробностях до самого горизонта, огромную космическую станцию с десятками огней и сотнями бликов или роту воинственных роботов, ловко прыгающих по стенам и летающих на реактивных рюкзаках. И надо сказать, ответственные за внешний вид игры ребята своего шанса не упустили, превратив Mass Effect в киноблокбастер в духе «Звездных воин». Игра не меньше, чем на половину состоит из скриптовых сцен, диалогов и прочих мувиков на движке. Каждый из них от и до сыграли актеры через motion capture, поэтому никаких неестественных или повторяющихся сотни раз движений вы не заметите. На крепкую десятку сделана лицевая анимация. Широкий ассортимент эмоций доступен каждому персонажу от человека до ломаной говорящей тумбочки. Грамотно подобран ракурс камеры. Отлично озвучен каждый персонаж, включая главного героя, а это немалая работа, ведь говорят в игре много, в любой обстановке и не одни и те же универсальные фразы, а всегда по делу. Ну и окончательное сходство с фильмом создают эффекты зернистой пленки и размытого освещения.

Впрочем, внешняя привлекательность часто рассеивается, когда игроку приходится выполнять массу невиданных в кинолентах действий. Знакомая ситуация: ворвавшись в секретную лабораторию спецагенты четко устраняют засевших в ней десантников, а потом… начинают обыскивать трупы, снимая с них все, что годится на металлолом, затем носятся между мигающими девайсами в поисках нужной кнопки, запрыгивают по-приколу на столы, а после каждого выстрела в стену нервно перезаряжают оружие. Хвала BioWare: в Mass Effect такое безобразие устранено на корню. То есть нам достанется самое интересное – перестрелка, а трофеи сами заберутся в наш рюкзак. Прочие полезные объекты подсвечиваются за десяток метров, так что подолгу высматривать их среди интерьера не придется. Игра вообще очень любит все делать за нас, например, телепортировать в нужную по квесту локацию.

Mass Effect

Быстрая и раскаленная игра

Mass Effect – это несколько часов динамичного (а под конец просто ураганного) экшена. В компании двух напарников наш герой проносится через всю галактику, постоянно попадая в самые неожиданные приключения. То армия роботов-убийц высадится прямо на нашем пути, но ядовитый газ превратит мирных жителей в кровожадных зомби. Решение всех проблем хранится в кобуре за спиной и, что очень приятно, обладает бесконечными патронами. Стрелять и взрывать – вот наш путь к победе, и в Mass Effect это занятие никогда не надоедает. В чем секрет? Причин много. Одна из них – постоянно растущий темп игры. Количество врагов растет, их движения становятся неуловимо быстры, а под конец нас ждет схватка с почти сверхзвуковым противником. Но и мы не хуже: включив режим штурма и снизив перегрев оружия, можно ничуть не хуже носиться по футуристическим локациям, непрерывно поливая врагов огнем из всех орудий. Устали бегать – садимся в броневик Мако и продолжаем бой уже на колесах. Мако обладает не только лучшей скоростью, броней и огневой мощью, он очень легко управляем и даже может прыгать. Так что, обладая некоторым опытом в автосимуляторах, можно даже наловчиться уклоняться от вражеских выстрелов. Но это лишь значит, что против нас выставят оружие по мощнее: шагающие танки, ракетные турели и силовые щиты. И с новой силой продолжится битва, демонстрируя игроку мастерство дизайнеров и аниматоров. А как насчет того, чтобы пробежаться на своих двух между тяжелой артиллерией противника? В Mass Effect нас ждет и такое. Замешкались на секунду – и пора лезть в меню load. Но и убегать настоящий солдат не будет. Он достанет верную отвертку и быстро перепрограммирует гаубицу, чтобы она атаковала своих же.

Ладно, с шутером все ясно. А где же элемент RPG? Полный набор атрибутов на месте: прокачка, журнал заданий, рюкзак с барахлом и диалоги по десять минут. Но сила ролевой системы Mass Effect не в этом, а в регулярных вопросах «как поступить?» Убить преступника или сохранить жизнь, кого из напарников отправить на опаснейшее задание и так далее. Конечно, остроты The Witcher тут нет, но и поломать голову не раз придется. Из RPG также пришли повышенной колоритности персонажи, которые могут неожиданно предавать, сходить с ума или, наоборот, неожиданно предлагать перемирие. Все это добавляет еще больше непредсказуемость в геймплей и поддерживает интерес к сюжету.

Mass Effect

Copy/paste

Копирование чужих идей бывает разным. Из одного источника можно сделать только плагиат, из двух – компиляцию. Смесь материалов трех и более источников – это уже эрудиция. Создатели Mass Effect эрудированны настолько, что им самое место в телешоу «Что? Где? Когда?» Чтобы вы представили, какое дежа-вю преследует на всем протяжении игры, я перескажу вкратце завязку сюжета. Загибайте пальцы, когда узнаете что-то знакомое, только не уроните газету.

Итак, в недалеком будущем человечество нашло на Марсе останки древней развитой цивилизации, называемой «протеане». В результате случилась научно-техническая революция, появились силовые щиты, криогенные патроны и возможность превращать людей в магов-биотиков, облучая их радиацией. В руинах протеанских городов и сел нашелся любопытный артефакт, впоследствии оказавшийся одним из телепортов, которые связывают галактику транспортной сетью. Создав космический флот, люди начали колонизировать другие планеты, повоевали с какой-то гуманоидной расой и наконец, вступили в общегалактический Альянс. Рулит Альянсом Совет аж из трех нелюдей, а кто к их советам не прислушивается, с теми разговаривают отважные Спектры из числа бывших военных, наделенные неограниченными полномочиями и экипированные по последнему слову техники. Наш герой по фамилии Шепард имел счастье оказаться в их числе. На своем стелс-звездолете «Нормандия»  он гоняется за спектром-изменником Сареном, противостоит армии роботов, разумному растению-паразиту и безумному синему матриарху, а в конце концов, не дает древней злодейской расе телепортнуться в наш мир и разграбить нашу интеллектуальную собственность.

Закрепляют успех начитанных сценаристов наслушанные композиторы. В саундтреке были замечены работы Тото, Эннио Морриконе, Брэда Фидела и Вангелиса. Не отставали и художники: инопланетных гуманоидов мы уже видели в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» а дизайн многих локаций напомнит Doom 3, не говоря уже о Star Wars. Относительную самостоятельность сохранил только геймплей: не считая схожестей с играми, указанными в шапке статьи, плагиатом пахнут только турпоходы на броневике Мако заимствованные из Half Life 2.

Mass Effect

Вообще говоря, заимствование чужих идей – дело обычное для компьютерных игр. Можно даже не считать это недостатком. Минус в другом: если отбросить все чужое и знакомое, от мира Mass Effect почти ничего не останется. И это неприятно, ведь когда игра затягивает, хочется в нее погрузиться и увидеть скрытые от первого взгляда нюансы. Хотелось бы подробнее узнать историю Альянса, побывать в родных городах инопланетян и даже просто увидеть, чем отличается жизнь людей будущего от нашей современной. Но, увы: нырнув поглубже, мы тут же ударяемся о дно недосказанности, и на изучении мира Mass Effect приходится ставить крест.

Немного свободы

Такие положительные определения как «нелинейный» и «свободный» хорошо подходят геймплею Mass Effect. На собственном звездолете или на своих двух ногах мы можем лететь куда угодно и бегать где угодно, постоянно вмешиваясь в серьезные и пустяковые дела смешных инопланетян. Правда, разнообразия в эту игру не завезли. Если сюжетные квесты еще прячут свою однотипность за разнообразным дизайном и в меру динамичным сценарием, то побочные задания даже хорошей подачей похвастаться не могут. Каждая из таких миссий – это высадка на какую-нибудь планету, зачистка здания одного из трех видов с последующим спасением ученого или вывозом протеанского артефакта. Есть еще и социальные квесты, но с ними Шепард справляется сам, стоит только применить навыки убеждения или устрашения. Но даже при топорном подходе разработчики едва могут занять игрока на 45 часов, да и то, если включить максимальную сложность и выполнять каждое подвернувшееся задание. Конечно, еще можно охотиться за «достижениями» - бесполезными орденами, которые дают за сбор миллиона игровых рублей, применение какого-нибудь навыка пару сотен раз и прочую рутину. Можно стать Героем, выбирая в каждом диалоге самые вежливые фразы (всегда идут первыми в списке) или Отступником, демонстрируя личную независимость и хамоватость. Найдутся и альтернативные концовки, которые нетрудно посмотреть обычным save/load-ом перед важными скриптовыми событиями. Однако подобные попытки выжать из Mass Effect последние соки как правило только портят впечатление от этой игры.

Шутка для ролевиков или над ролевиками

Упомянутые плюсы и минусы в целом являются двумя сторонами одной концепции – идеи простой для прохождения, эффектной и динамичной игры. Но просить разработчикам убитую ролевую механику не представляю возможным. Никаких вам критов резистов, уворотов и прочих хитростей. У каждого героя есть только здоровье, урон, броня и меткость. В любой стратегии у юнитов характеристик больше. Никаких статов, перков и склонностей тоже не завезли, а вместо них – готовый набор из десятака скиллов, из которых мы можем прокачать все. Таким образом, весь простор для проявления индивидуальности персонажа ограничивается тремя основными классами (десантник, маг-биотки и технарь) да еще тремя промежуточными.

Mass Effect

Каждому классу доступно с полдесятка активных умений. У десантника это всякий примитив, вроде «смертельного выстрела» или «перезарядки щитов». Умения техника более интересны, но редко оказываются полезны. Всякие «отключения щитов» и «перегревы оружия» ни за что не сработают, если не прокачивать постоянно соответствующие навыки. Особенно удивила способность «Взлом»: зачем взламывать AI противника, интеллект которого равен комнатной температуре? На общем фоне здорово смотрится биотик. Именно смотрится: для его скиллов предусмотрены продвинутые спецэффекты. Запросто можно подвесить робота к потолку или затянуть его в неясной природы воронку. Хотя по сути и здесь оригинальности не больше: магия умеет только бить и парализовать.

Мрак царит в делах экипировочных. Оружия в игре всего четыре вида: пистолет, ружье, пулемет и снайперская винтовка. Причем очевидно, что раз последние два вида доступны только воину, то их убойная сила намного превосходит пистолеты и дробовики. С броней то же самое: легкая броня всегда хуже средней, а та, естественно, хуже тяжелой. Все предметы выглядят одинаково с точностью до раскраски, да и с названиями разработчики долго не мудрили: на смену «Лансеру I» мы находим «Лансера II», тот со временем меняем на «Лансер III» и так далее. Про уникальные характеристики вещей и именные редкие предметы в этой игре не слышали. Можно, правда, прицепить к вещи условно полезный девайс, немного улучшающий свойства вещей, да еще зарядить необычные патроны в оружие. Но и тут скоро обнаруживается та же радость: «Медкомплект III» да «Увеличение калибра IX»…

Вам кажется, худшее позади. Но нет – готовьтесь к страшному. В игре работает автоматический подгон уровней под характеристики вашего отряда. Результат – тонны одинаковых вещей в сумке, вялый интерес к новым видам врагов, а в конце концов потеря интереса к добыче опыта и прокачке как таковой. Впрочем, не прокачиваться в Mass Effect почти невозможно: сунул нос в чужой компьютер – получил опыт, поговорил ни о чем с напарником – опыт, взломал шкафчик – level up!

Ролевая система Mass Effect – это незачет на незачете, ожидать такого от Bioware было просто немыслимо. Если канадцы хотели поразить игроков, то более простого способа трудно было измыслить.

Mass Effect

Про снежков и параноиков

Напоследок пару слов о том, какой нелегкой дорогой блокбастер идет до потребителя. На западе шансов поиграть в Mass Effect почитай что нет вообще: замучает активация через интернет и прочие «меры предосторожности». У нас картина не так мрачна: ничего сверх обычной проверки диска белорусских пользователей не поджидает. Зато в коробке с локализацией нас ждет сюрприз от 1С и Snowballs – кривая недоделанная локализация. Озвучка русской версии осталась английской (перед мысленным взором невольно всплывают горящие врата в виде буквы «O»), и слушая эту озвучку мгновенно находишь косяки в переводе субтитров. Переводчики, правда, были с чувством юмора: местное лекарство перевели как «Панацелин» а полониевые гранаты стали «ядерными гранатами +20% урона ядом». Похоже желание хорошо перевести было, но поджали сроки. Нормальную версию перевода обещают выпустить к концу года. Поэтому серьезно подумайте о том, что возможно лучше апгрейдить железо и увидеть игру хоть попозже, но во всей красе.

Радости

  • Атмосферность и зрелищность.
  • Свобода действий.
  • Современная графика.
  • Отличная игра актеров и озвучка.
  • Бодрый экшн.

Гадости

  • Недоразвитая система прокачки и охоты за предметами.
  • Тотальное копирование других игр.
  • Скоротечность сюжетной линии.
  • Простота и однообразие побочных заданий.

Оценка: 8,0.

Вывод:

Стоит играть или нет? Однозначно стоит. Такого качественного продукта мы еще, быть может, долго не увидим. Да, на Mass Effect была потрачена уйма труда, и весь этот труд был направлен на то, чтобы мы с удивленными глазами встречали каждый эпизод этой действительно кинематографичной игры. Однако, Mass Effect столь же скоротечен, как любой фильм, и даже десятки планетов-клонов не растягивают игру до приличных размеров. В результате геймплей получился очень поверхностным с минимальными возможностями для тщательного исследования и повторного прохождения.

шутер, ролевая игра Обзор №103
Упоминаемые игры и серии: 
Mass Effect

Комментарии

Outcast - Jul 31st, 2008 - 08:42 pm

Мнение о Mass Effect

Mass Effect, наверное, самая противоречивая игра BioWare. По количеству впечатляющих моментов на час игрового времени она даст фору любому современному ПК-творению. Живые диалоги, замечательная лицевая анимация, эпический размах, непередаваемая атмосфера космической романтики, самобытная вселенная — "вау-особенностей" в игре предостаточно. Но спустя несколько часов положительные элементы медленно блекнут на фоне всепоглощающих недостатков и промахов, которых уж от кого-кого, но от царицы всея RPG — канадской кудесницы BioWare — ожидаешь в последнюю очередь.

Сюжет в игре очень даже неплох, однако чувствуется, что студия начинает повторяться. Опять страшное и несокрушимое зло маячит на горизонте, опять мерзкий злодей, движимый неведомыми помыслами, и главный герой, скачущий за ним козликом, опять извечный выбор между добром и злом и пара неожиданных поворотов в конце. Помним, было, видели, притом в ваших же, товарищи, предыдущих проектах.

Игра непозволительно коротка — этого ли ожидали от проекта, который черт знает сколько разрабатывали? Притом половина этого времени тратится на пустые, как вакуум, поездки по безжизненным планетам, которые сначала радуют красивыми видами, но потом сливаются в калейдоскоп однотипности. Побочных заданий крайне мало, и большая часть из них сводится к блужданию на подчиняющемся всем законам физики (что иногда очень раздражает) транспортере по этим самым пустым планетам в поисках баз — лабораторий — ископаемых и пр.

Во время прохождения не покидает ощущение, что в BioWare так окончательно и не поняли, что они хотят сделать — экшен или RPG. Эти два жанра здесь до искр трутся шестеренками, мешая друг другу. На фоне какого-нибудь Gears of War шутер-часть Mass Effect просто меркнет, ролевая же составляющая пришибленно озирается на предыдущие игры BioWare: ее здесь упростили до невозможности. Опыт набегает со световой скоростью, одаривая игрока все новыми и новыми уровнями. Из-за этого пропадает всякая радость от прокачки. Кажется, только разбросал очки по сереньким и немногочисленным умениям — а тебя уже настиг очередной левел. Эйфорию от роста персонажа разработчики удалили своим беспощадным скальпелем и выбросили в ближайший пакет для отходов. Зачем давать игроку возможность качаться до небесных высот в такой короткой игре?

Я мог бы расписаться обо всех недостатках игры на несколько страниц (богомерзкому интерфейсу, мертвой экономической части и нелепым врагам досталось бы больше всего), но, сами понимаете, не имею такой возможности, поэтому в итоге подчеркну, что при всех своих неоспоримых плюсах Mass Effect для меня пока главное разочарование 2008 года. BioWare явно ударилась в попсу для масс, остается надеяться, что это не отразится на полумифическом Dragon Age, встреча с которым запланирована на начало 2009 года.

Моя оценка: 7

Антон Жук

Яндекс.Метрика