Обзор Tomb Raider: Legend
Жанр: Adventure
Разработчик: Crystal Dynamics
Издатель: Eidos Interactive
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Prince of Persia 1 — 3
Минимальные требования: Pentium III/Athlon 1 ГГц, 256 Мб памяти, 3D-ускоритель с 64 Мб памяти, 8 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования: Pentium 4/Athlon XP 3 ГГц, 1 Гб памяти,3D-ускоритель с 512 Мб памяти, 8 Гб на винчестере
Начав свой марафонский забег спринтерским рывком в 1996-ом году, линейка игр Tomb Raider почти сразу потеряла темп — каждое следующее воплощение, будто выдыхаясь, все меньше радовало своих поклонников. Сердца фанатов разбивались о сверхсложные головоломки, монотонную серость геймплея, отстающую от веяний моды и времени графику. Две вышедшие в 2001 и 2003 годах киноленты "по мотивам" мировая общественность восприняла с прохладцей, сенсации не получилось — зрелищные, но пустые боевики с непобедимыми валькириями к тому времени уже успели набить оскомину. Попытка эксгумации пышного тела гробокопательницы в Tomb Raider: The Angel of Darkness с треском провалилась — тогда нежизнеспособную от огромного количества багов и глюков тушку не пинал только ленивый.
Eidos, поздновато опомнившись, вырвала из корявых лапок Core Design право на разработку следующей части — и, как переходящий приз, вверила судьбу очаровательной мадмуазель Крофт Crystal Dynamics. А у этой команды, между прочим, за плечами был опыт работы над серией Legacy of Kain. Не читая особо превьюшек, не выискивая по Интернету скринов и роликов, мы знали — Crystal Dynamics не подведет.
И грянул хит!
Встречают по одежке...
Новый игровой движок пришелся Ларе впору. И сама она преобразилась: черты лица стали тоньше, чуть-чуть другой разрез глаз, а ниже... Пластические хирурги из Crystal логично рассудили, что девушка с таким размером бюста, что был у мисс Крофт раньше, вертикально передвигаться не может в принципе. А уж о прыжках, кульбитах, сальто и прочих пируэтах вообще можно не мечтать. И, элегантно взмахнув скальпелем, разрубили этот гордиев узел противоречий, обкорнав фигурку девчонки. Конечно же, Рафаель, Рубенс и Ботичелли возмутились бы таким надругательством: чем больше, тем привлекательней — таков был их основной девиз. Но эталоны красоты изменились — нынче в моде грациозное гибкое тело. Лара прошла тот же путь эволюции. Разочарованных и недовольных не было.
Теперь, когда пышная попа героини стала поуже и не заслоняет нам пейзаж, вы можете заметить окружающие красоты. Поверьте, они того стоят. Англия ли, Япония, Перу, Непал, или, в сравнении с прочими, близкий и родной нам Казахстан — где бы мы ни оказались, эффект присутствия поражает. Это не просто декорации, по-быстрому нарисованные художником, работающим на четверть ставки, нет. Это вполне реалистичные и достоверные отображения этих мест земного шара.
Сырость полуразрушенного английского замка, строгость вертикалей японских небоскребов, контрастирующих с произволом дикой растительности, захватившей заброшенные храмы индейцев Майя... Обещание встречи с Шамбалой, пропитавшее горный воздух Непала... Угрюмость запутанных коридоров секретной базы Советского Союза... Что объединяет все это?
Next Generation Content! Шейдеры за номером три, бамп-мэппинг, рендеринг и блюм-эффект — все виды удовольствий для глаз включены! В лучах солнца затейливо танцуют мельчайшие частички пыли. Пучки света, преломляясь в зеркальной глади воды, складываются на дне водоемом в причудливые узоры. Изъеденные временем лики древних богов шепчут эхо тайны тем, кто способен увидеть истину — обладателям видеокарт последнего поколения.
...судят по поступкам...
Экшен! Пускай количество противников превалирует над их качеством, все не так скучно, как было раньше в играх серии. Нападают на нас всего два типа врагов — представители крупных кошачьих (обычно пумы) и люди, разно-всяко вооруженные. Что те, что другие, они просто глупые марионетки, умеющие только давить толпой. С животными все ясно: что с них взять, с тварей бессловесных, диких по праву крови. Но неорганизованность представителей рода человеческого удивляет. Казалось бы, люди взрослые, солидно вооруженные (автоматы, ППэсы, дробовики, даже гранатометы), ан нет — прут под пули, как быки на убой, покорно и кротко. А что отстреливаются, так это по привычке, видимо. Вреда от этих вояк почти никакого, а польза ощутима — и оружие их подобрать можно, и аптечки из бренных тел вываливаются, и досуг скрашивают. Правда, умирают крайне неохотно, пули с десятой. Организм, что ли, у них так быстро железо усваивает?
Больше экшена! В ответственные моменты, когда земля в прямом смысле проваливается под ногами, а на голову рушится потолок, или еще какая безвыходная ситуация имени барона Мюнхгаузена не за горами, начинается спектакль. Откидывайтесь на спинку кресла, но рук с клавиатуры не убирайте — отлично срежиссированные события будут требовать пусть минимального, но участия игрока. Вот Лара, сломя голову, мчится в сторону уже почти закрывшейся двери и... На экране появляется стрелка "вниз", и если не успели ее нажать — все, дальше "кина не будет". Расхитительница гробниц или на две половинки распадется, рассеченная, или в бездну разверзшуюся рухнет. Перезагрузка. Но если вовремя нажимать на клавиши — девушка, не уронив чести, выкрутится из тяжелой ситуации и продолжит свое путешествие. Иногда не только на своих двоих.
Еще больше экшена! Драйвовые мотоциклетные заезды, можно сказать, удались. Ударим мотопробегом по полосе препятствий! Разухабисто поскачем по горящему мосту, природным трамплинам, по горам виражи лихие заложим. По пути врагов постреляем, тоже не пеших. Красота. Только вот затянуто как- то получилось... Трасса замкнется в кольцо и не окончится, пока последнего противника не положишь. Как леший водит, честное слово. Не обогнать, не отстать — стреляй!
А когда главгероиня слазит с двухколесного друга и начинает передвигаться своим ходом, начинается что-то до боли знакомое...
"Все мы воруем у вечности" — рассудили разработчики, и в наглую сплагиатничали половину игропроцесса Tomb Raider: Legend с Prince of Persia. Лара ползает по карнизам, раскачивается на веревках, выдает "солнышко" на импровизированных турникетах не хуже известного парня из Вавилона. Иногда со спины не сразу и разберешь, кто распластался на отвесной стене — особа королевских кровей или отважный археолог. Винить Crystal Dynamics не будем, ведь это как бальзам на израненные ностальгией души ценителей по-настоящему хорошей адвенчуры. Тем более что налицо и свои придумки.
Взять, хотя бы, такой полезный аксессуар как магнитный крюк. Им можно притягивать различные металлические штуки, как правило, ящики. Но чаще крюк служит для того, чтобы перелетать через пропасти, зацепившись за какую-нибудь железяку. Ну не научилась "принцесса" бегать по стенам без высокотехничных устройств, с теорией времени тоже не знакома.
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, потом вернись туда, откуда тебя первый раз послали только для того, что бы узнать, что теперь нужно идти туда, откуда ты только что пришел... Примерно так выглядели путешествия Лары раньше, в предыдущих частях. Теперь же у нас есть четкий старт и ясный финиш. Уровни линейны и прямы, но, тем не менее, интересны. Мозг постоянно в работе — путь от одной грандиозной головоломки к другой состоит из цепочки меньших. Постоянно нужно думать, двигать ящики, прикидывать — допрыгну, не допрыгну.
Вот это — основная и лучшая половина игры. В попытке запустить древний механизм циклопических ворот начинаешь понимать: мудры были древние. Или беспросветно глупы. Иначе зачем было конструировать такой сложный и нелогичный способ открытия дверей? Только одно может извинить предков: мы достаточно умны, чтобы разгадывать их шарады и получать от этого удовольствие.
...провожают по уму.
Все выше написанное можно в той или иной мере отнести к плюсам игры. Пора поговорить и об нелицеприятных для нее моментах.
Во-первых, автоприцеливание. Лара стреляет в того, кто к ней ближе из обозримых противников. Неудобно. Можно переключиться в режим ручного прицеливания, но тогда о мобильности можно забыть — стоим как вкопанные. Почему так вышло, понятно — на консолях нормального прицела-"крестика" не терпят.
Во-вторых, вторичность. Стоит все-таки причислить к минусам чрезвычайную похожесть на Prince of Persia. Нехорошо это, не по-товарищески к братьям-разработчикам. Одни, значит, придумывай, старайся удивить игрока, а другие копируй и деньгу зашибай? Эй, игрок! Простим? Простим. Но пальчиком ай-яй-яй на будущее сделаем.
В-третьих, сюжет. Сказать, что он есть, значит преувеличить, или даже соврать. За несколько минут придуманная сказочка о пропавшей где-то матери и сложных отношениях между подругами. Хоть бы окончили. Так нет, концовка, если ее можно таковой назвать, прямым текстом заявляет о грядущем продолжении.
В-четвертых, несколько мелких придирок. Все трупы, согласно последним веяниям моды для мультиплатформеров, исчезают. Все мотоциклы, встреченные нами, будь то в Африке или Казахстане, одной марки. Все веревки и лианы, по которым можно лазить и раскачиваться, спрайтовые. Огрехи мелкие, но раздражают.
И, наконец, главный минус. Tomb Raider: Legend проходится в среднем за пять часов. Только во вкус войдешь, только разыграешься, а игра уже этого... того... закончилась. Возникает ощущение, будто тебе на взлете подрубили крылья. Именно из-за этого...
Оценка: 8
Красивая, яркая, действительно качественная игра. Crystal Dynamics сумели вдохнуть новую жизнь в обветшавший сериал и подняли его на новые высоты. В основном из-за графики и игрового интереса. Пускай чего-то нового и инновационного мы не увидели, но за время прохождения получили массу удовольствия.
И уже ждем продолжения.
Кугель feat Катерина Гузова